С 24 октября по 2 ноября 2025 года в Центральном выставочном зале «Манеж» в Санкт-Петербурге прошел второй фестиваль «Архитектон MMXXV» — масштабное событие, которое объединило архитекторов, урбанистов, художников, дизайнеров, девелоперов, студентов и всех, кто видит в архитектуре не просто профессию, а язык современности.
За десять насыщенных дней фестиваль посетили более 20 000 человек. Программа включала свыше 120 лекций, дискуссий, экскурсий и мастер-классов, а также десятки выставок и инсталляций, превративших «Манеж» и прилегающие пространства в динамичное поле для профессионального обмена и вдохновения.
Организатором фестиваля выступил Санкт-Петербургский Союз архитекторов под руководством заслуженного архитектора РФ Владимира Григорьева. В рабочую группу вошли инициатор проекта архитектор Никита Явейн и автор архитектурной концепции фестивального пространства Сергей Падалко. Кураторами стали архитектор Георгий Снежкин и продюсер, арт-куратор Лиза Савина.
Главная цель «Архитектона» — сделать архитектуру понятной и близкой широкой аудитории, создать открытую платформу для диалога между профессионалами, студентами и горожанами, а также показать лучшие примеры современной архитектуры и дизайна.
Партнерами фестиваля традиционно выступили Правительство Санкт-Петербурга, Комитет по градостроительству и архитектуре, Комитет по культуре, Комитет градостроительной политики Ленинградской области, Группа «Эталон», Setl Group, ДОМ.РФ и лидерская программа «Архитекторы.рф».
Премия «Архитекто»
Кульминацией фестиваля стало вручение одноименной премии «Архитектон», призванной отмечать лучшие архитектурные проекты последних двух лет и подчеркивать значимость архитектуры в культурном контексте города.
Гран-при получил проект «Дом-обелиск» бюро KATARSIS Architects.
«Дом-обелиск»
В номинации «Лучший реализованный объект общественной функции» победила Областная гимназия им. Е. М. Примакова в деревне Раздоры (архитектурное бюро «Студия 44»).
Областная гимназия им. Е. М. Примакова в деревне Раздоры
Это же бюро стало лауреатом и в номинации «Лучший реализованный объект жилой функции» — за проект жилого комплекса «Мануфактура James Beck» на Петроградской набережной.
Мануфактура James
Премию за «Лучший проект общественной функции» получил завод в Барнауле от ludi_architects, а «Лучший проект жилой функции» — комплекс «Большой Урал — путь авангарда» в Екатеринбурге от бюро «Гордеев-Демидов».
Завод в Барнауле
«Большой Урал — путь авангарда»
Жюри также отметило четыре проекта специальными упоминаниями: жилой дом на проспекте Римского-Корсакова от «Студии 44», лабораторию цифровых сетей от AMD Architects, учебно-тренировочную базу ФК «Краснодар» в Адыгее (RYMAR.STUDIO) и библиотеку в Бухаре (ludi_architects).
В молодежных и студенческих номинациях, традиционно поддерживаемых журналом «Локус», лучшим дипломным проектом стал крематорий на Канонерском острове авторства Лали Рамадзе. В категории «Лучший проект» победил выставочный зал и ресторан в Рускеале (ZIMA), а среди реализованных проектов — «МЖ-ДОМ» архитектурного бюро «БАМ».
Проект Лали Рамадзе
В конкурсе приняли участие более 190 заявок. В состав жюри вошли ведущие архитекторы и культурные деятели страны: главный архитектор Москвы Сергей Кузнецов, президент Союза архитекторов России Николай Шумаков, искусствовед Елизавета Лихачева, режиссер Андрей Могучий, архитектор Юрий Аввакумов, Наринэ Тютчева и другие.
Выставка «Стройка и перестройка»
Выставка, занявшая второй этаж «Манежа», стала одним из центральных событий фестиваля. «Стройка и перестройка» рассказала об архитектуре Ленинграда–Санкт-Петербурга 1980–1990-х годов — времени, когда кризис старой системы совпал с поисками новых художественных и пространственных решений.
В экспозиции были представлены более двухсот графических работ архитекторов, среди которых проекты Бориса Левинзона, Евгения Рапопорта, Никиты Явейна, Жана Вержбицкого, бюро «Земцов, Кондиайн и партнеры» и других. Посетители могли увидеть, например, бионический «Дом-дельфин», проект телецентра Сергея Шмакова, утопии и эксперименты позднесоветской архитектуры.
Проекты архитекторов соседствовали с произведениями художников той эпохи — Михаила Шемякина, Анатолия Белкина, Тимура Новикова, Андрея Крисанова, Марины Алексеевой и других представителей петербургского андеграунда.
Куратор выставки — историк Андрей Ларионов, художественную часть подготовила Лиза Савина.
Форум и образовательная программа
Форум «Архитектона» в 2025 году строился по принципу «открытого кода»: все желающие могли присоединиться к обсуждениям, лекциям и мастер-классам. Программу формировали архитектурные бюро KLAUZURA, «АФА», проект «Архитекторы.РФ», издания «Локус» и «Проект Балтия», сообщество «ШУМ» и другие участники.
Отдельный трек «Область», организованный при поддержке Группы «Эталон», был посвящен развитию архитектуры и городской среды Ленинградской области.
В разные дни форума проходили лекции, перформансы и практические сессии. Архитекторы Леонид Райхельгауз и Максим Атаянц продемонстрировали технику архитектурной отмывки; проект «Петербург глазами инженера» провел серию «архитектурных свиданий» и мастер-классов; а в финальные выходные состоялись двухдневные сессии ДОМ.РФ, посвященные сохранению наследия, цифровизации проектирования и градостроительным инструментам будущего.
Архитектурная геймификация
На первом этаже «Манежа» расположилась анфилада проекта «Игра» — интерактивная зона, где архитектурные бюро и творческие коллективы вовлекали зрителей в процесс создания архитектуры. Центральной инсталляцией стала «Песочница» — пространство, где посетители строили знакомые здания из песка на вибростолах. Куратор проекта — Серафима Вершинина.
«Студия 44» показала мультимедийную композицию из десятков экранов с рабочими процессами бюро. Rhizome создали замок из матрасов, а MAYAK Architects устроили эксперимент с 528 блоками, которые можно было «добывать», разрушая оболочки молотками. Челы построили вокруг старого BMW «семерки» целую перформативную серию, а «Головин и Шретер» предложили VR-экскурсию по своему проекту реконструкции «Инкерманского завода марочных вин».
Кроме того, Общество юных архитекторов предлагало «примерить» на себя архитектурные эпохи, клуб «У-ЧУ» проводил мастер-классы по мультипликации и графике, а Lemtek Lab знакомил с техниками дороданго и землебитных материалов.
Паблик-арт проект «СТОЛПЫ»
В 2025 году фестиваль вышел за пределы выставочного зала: перед западным фасадом «Манежа» появился масштабный паблик-арт проект «СТОЛПЫ» — гипостиль из 16 колонн, ставших символом открытости и связи фестиваля с городом. Семнадцатый «СТОЛП» — арт-объект «Сауна» художника Ивана Кожина — разместился в «Севкабель Порту».
Проекты создавались по итогам open-call, в котором участвовали CHUKIS ARCH, UMBRA, ZIMA x СОСТОЯНИЕ, архитектурная мастерская Брусники и другие. Каждая колонна имела собственную концепцию — от зиккурата из керамических блоков до спирали из лайма и механической башни.
Выставка «Область»
Отдельная экспозиция «Область» стала итогом одноименной образовательной программы, в рамках которой студенты исследовали архитектуру шести районов Ленинградской области.
В числе проектов — «Ландшафтные параллели» (KATARSIS), «Мы никогда не были в порту» (АБ ХОРА), «Вепсский лес» (МЛА+), «Культура кучи» (АРХАТАКА), «Большой мох» (Сергей Мишин и Данияр Юсупов) и «Волховской резервуар коллективной памяти» (Илья Мукосей). Каждый из них по-своему осмыслял локальные ландшафты, историю и идентичность регионов.
Фото Артема Котелевеца












