Источник:
iStock.com/Andrey Nikitin
Пока в центре города девелоперы стараются сохранить исторический облик кварталов, бережно вписывая новые проекты в сложившуюся застройку XIX–XX веков, на окраинах и в пригородах, напротив, — поле для экспериментов: переменная этажность, яркая «внешность» зданий, новые типы общественных зон и адаптивные технологии. Общий тренд в том, что выразительный фасад, гармония с ландшафтом и функциональность пространства способны выделить жилой комплекс на фоне остальных.
На круглом столе девелоперы и архитекторы продолжили обсуждение того, как совместить уважение к истории с современными требованиями к застройке, создать «петербургский стиль» и при этом сохранить индивидуальность каждого района.
Тренды в архитектуре
В Петербурге и Ленинградской области архитектура развивается в двух параллельных направлениях — и важно их не смешивать, считает Максим Жабин, заместитель генерального директора ГК ЕДИНО (СК «ЛенРусСтрой»).
— Город — это отдельный мир со своей историей и идентичностью, ее нужно беречь. Особенно в центральных и исторически ценных районах: там задача девелопера — не выдумывать, а поддерживать архитектурный код, заложенный столетиями, — говорит он. — А вот в пригородах и новых кварталах на окраинах можно и нужно давать архитекторам больше свободы, чтобы создавать что-то своё, новое, интересное. Так рождается живая городская среда, где каждый район — со своим лицом.
Современные архитектурные решения ориентированы на комфорт жителей и сохранение актуальности на 2-3 поколения, говорит Виталий Голубев, коммерческий директор компании «Новое измерение».
— В тренде сдержанность и отсутствие раздражающих деталей. Важно уметь грамотно вписать архитектурный объект в окружающий ландшафт, чтобы он не выглядел инородным элементом, — пояснил он. — Например, при проектирования жилого комплекса «Охтинские высоты» мы, прежде всего, думали о том, что наши будущие жильцы покупают определенный образ жизни — экологичный, безмятежный, в окружении зелени. Мы подчеркиваем его низкой этажностью (всего 4 этажа), высокими потолками, увеличенной площадью окон, большими расстояниями между корпусами, натуральными фактурами и рисунками фасадов: мягкие оттенки дымчатого белого, фактура натурального дерева и бетона. Также важен ритм рисунка фасада — прямые базовые линии вызывают ощущение стабильности, надежности. Такие решения вызывают умиротворение и визуальный комфорт.
— Архитектура здания живет очень долго — это, возможно, самое ответственное направление дизайна из всех возможных, — подчеркивает Сергей Софронов, коммерческий директор ГК «ПСК». — Поскольку большая часть наших проектов построена в местах со, скажем так, повышенной ответственностью за облик здания, для нас ключевой тренд — ощутимая архитекторская составляющая. Стиль, подход, материалы, элементы — это набор приемов в руках. Главное же заключается в том, чтобы делать архитектуру, которая вносит какую-то ценность в квартал.
Он отметил, что и в сегменте массовой застройки все-таки произошел отказ от пестрых фасадов и сигнальных расцветок в пользу включения расширенной архитектурной мысли или, как минимум, спокойствия и большей гармоничности.
Юдита Григайте, директор по маркетингу ГК «Ленстройтрест», выделяет несколько заметных архитектурных тенденций и в первую очередь — стремление вписать новые здания в уникальный исторический контекст города.
— Даже при строительстве современных жилых комплексов застройщики стараются учитывать масштаб, силуэт и характер петербургской застройки, чтобы сохранить гармонию, — отметила она. — В то же время на окраинах уходит в прошлое практика однотипных многоэтажек. Девелоперы предлагают более разнообразные решения: переменную этажность, выразительные фасады, разные типы дворов и общественных пространств.
По словам Юдиты Григайте, современный дом уже не сводится только к архитектуре фасада — это комплексный продукт, где важны и планировочные решения квартир, и интерьер входных групп, и благоустройство территории, и даже такие детали, как освещение или арт-объекты во дворах.
Алексей Бушуев, коммерческий директор «Главстрой Санкт-Петербург», отметил среди трендов использование локальных особенностей. Он привел в пример проект «Кронфорт», архитектура которого основана на сочетании градостроительных традиций и истории Кронштадта и современных решениях.
— При разработке внешнего облика учитывались эстетика и величественность цитаделей Балтийского моря — фортов. Ее мы воплотили с помощью фасадных материалов, — пояснил он. — Разнообразные оттенки и фактуры создали выразительный вид зданий, гармонирующий с природой северного побережья.
Еще одной тенденцией стала интеграция технологий в архитектуру.
— Системы «умного дома» и различные ноу-хау в оформлении пространств позволяют создавать более динамичные и яркие образы жилых комплексов, что привлекает аудиторию, а также показывает стремление компании к инновациям и гибкому подходу к требованиям времени, — рассказал Алексей Бушуев. — Примерами могут служить арт-объекты с подсветкой в морских оттенках, системы цифрового допуска жителей на внутренние территории и сбора данных о коммунальных услугах.
Также он отметил появление адаптивных пространств, которые способны подстраиваться под различные задачи.
— Многофункциональные объекты — магистральный тренд, наравне с необычными общественными зонами с возможностями для живого общения и emo-tech. Последнее название сформулировал главный архитектор Москвы Сергей Кузнецов, подразумевая современные проекты, в основе проектирования которых лежат не только технологии, но и эмоции, — отметил он. — Например, в нашем квартале «Кронфорт. Центральный» появится прогулочный бульвар с магазинами и ресторанными террасами — это создает центр притяжения жителей, где можно устроить шоппинг, интересно провести время и пообщаться с соседями и близкими. Еще одной коммуникационной зоной станет амфитеатр во дворе: он может служить как трибуной для зрителей, так и площадкой для неформального общения на свежем воздухе в приватной обстановке.
Также эксперт отметил, что по-прежнему востребована интеграция природы в недвижимость — биофильный дизайн со включением растений в общественные площадки.
Один из устойчивых трендов сегодня — архитектура, в которой главную роль играет свет.
— В петербургском климате это уже не стилистика, а физиологическая необходимость, — говорит Анжелика Альшаева, коммерческий директор группы компаний «КВС». — Длинные сумерки, пасмурные сезоны — всё это требует особого подхода. Панорамные окна, французские балконы, эркеры, террасы — не просто детали, а инструмент, с помощью которого мы «впускаем» свет в жизнь. Он делает квартиру визуально просторнее, теплее, чище на уровне восприятия. Это тот самый лоск, которого ждут покупатели.
«Петербургский стиль»
Дискуссии о некоем петербургском стиле давно ведутся. Но, как считает Сергей Софронов, пока нет ответа, что это за стиль, — просто потому, что город очень разный, да и задачи «причесать» все под единый облик нет. По совокупности можно сказать, что неоклассицизм остается неким наиболее универсальным стилем. В целом же современная застройка делится примерно на три категории.
— Первая — все, что строится в исторических местностях и создается в поддержку и развитие характера еще дореволюционных районов. В основном этот характер создан наследием XIX века, — пояснил он. — Этому в новых проектах служит все: от архитектурных приемов и материалов фасадов до высотности и цветовой палитры. Здесь вполне ведется условный диалог с историей. Высший пилотаж, когда по дому видно, что он новый, но кажется, что был здесь всегда. И именно такую цель мы в своих проектах и преследуем.
Вторая категория, по его словам, — проекты, строящиеся в давно сложившейся городской черте, также на довольно дорогой земле, в ценовой категории и со средним чеком выше среднего. Это даже не всегда бизнес-класс — часто это верх «комфорта».
— Такие проекты конкурируют за покупателей, предъявляющих довольно высокие требования, — говорит Сергей Софронов. — Здесь есть простор для современной архитектуры, которая в данном случае к историзму не стремится. Но выполняется, как важная качественная составляющая.
И есть третья категория — застройка без какого-либо контекста (окраины города, область) или же с контекстом советской типовой. Здесь архитектурное качество, уверен Сергей Софронов, целиком и полностью зависит от подхода девелопера: или он точно также, как при строительстве в архитектурно ответственных районах, обращается в архбюро за разработкой фасадов и облика, или же нет.
— Как показывает практика, даже относительно недорогой «квадрат» может выглядеть приятно, если над ним поработал архитектор, у которого есть и опытная рука, и мышление, и насмотренность, — добавил он.
— В последние годы формируется новый «петербургский стиль», — говорит Виталий Голубев. — Покупатели все больше отдают предпочтение содержанию и концепции проекта, выбирая при этом сдержанную и лаконичную форму в натуральных оттенках отделочных материалов, которые не надоедают.
— В городе с такой плотной исторической тканью невозможно строить просто «ещё один дом», — уверена Анжелика Альшаева. — Здесь каждый проект — это вступление в диалог: с улицей, с ритмом квартала, с климатом, с человеком, который здесь будет жить. Архитектура — это эмоциональный код, зашитый в форму, масштаб, ритм.
В качестве примера, как современная архитектура может вступить в живой диалог с историческим городом, она привела проект бизнес-класса «Дом на Курской». Он строится в окружении доходных домов и памятников архитектуры, поэтому для компании было принципиально важно продолжить интонацию района.
— Фасад дома — в теплой палитре, с фактурой клинкерного кирпича и терракоты, которые считывается как знакомая горожанам ткань Петербурга, — объясняет Анжелика Альшаева. — Это современный архитектурный язык: с эркерами, террасами, панорамным остеклением и пластикой фасадов. Свет проникает в квартиры под разными углами, и каждая планировка — это работа не только с метражом, но и с ощущением воздуха и уюта.
Еще один пример диалога с историей — квартал бизнес-класса «Дубровский», который «КВС» строит рядом с Царским Селом.
— Этот проект строится в Пушкине — в окружении музеев, парков, усадебной архитектуры. Мы сознательно выбрали для него сдержанный, светлый образ: неоклассические фасады в пастельной палитре, выразительная, но спокойная пластика, малоэтажность, — описала Анжелика Альшаева. — Всё это позволяет новому кварталу не спорить с ландшафтом и культурным контекстом, а деликатно дополнять их. В благоустройстве — своя история: уютные дворы, променад, тематические арт-объекты и акценты, вдохновленные пушкинской поэзией. Здесь современная архитектура не разрушает атмосферу места, а усиливает её.
— Сегодня можно говорить о том, что у застройщиков в Петербурге складывается своеобразный «петербургский стиль». Это не единый архитектурный канон, а скорее подход: стремление учитывать масштаб города, его силуэт и исторический контекст, — подтверждает Юдита Григайте. — Девелоперы стараются вести диалог с прошлым — с помощью пропорций зданий, планировочной логики кварталов, благоустройства и материалов. И ключевая задача не в том, чтобы копировать классику, а чтобы адаптировать её к современным требованиям и образу жизни горожан.
В «Ленстройтресте», по ее словам, подходят к этому вопросу путем работы с локацией. Например, в проекте «IQ Гатчина» учтен контекст исторической Гатчины: малоэтажная и среднеэтажная застройка, закрытые кварталы, внимание к ландшафту и комфортным пешеходным маршрутам — это позволяет сохранить дух места и при этом предложить современное качество жизни.
— В «Окле» мы пошли другим путём. Здесь мы не наследовали то, что характерно именно для Приморского района, а вдохновлялись исторической застройкой Петербурга и его пригородов, — рассказала Юдита Григайте. — Такой прием позволяет сохранить эстетику города даже в удаленном от центра районе и при этом создать функциональный и современный квартал. Можно сказать, что диалог с историей в наших проектах строится с уважением к архитектурным традициям и одновременно с помощью поиска решений, которые будут актуальны для жителей города в будущем.
Узнал — купил
Архитектура сегодня — один из ключевых факторов, который формирует восприятие проекта и лояльность к бренду, считает Анжелика Альшаева.
— Люди не хотят быть «частью безликого массива», они хотят узнаваемости и эстетики, — говорит она. — Особенно в бизнес-классе — здесь архитектура становится частью личной идентичности жильца. «Я живу в том доме» — и это должно звучать с удовольствием. Выразительность, ритм, материалы, характер фасада — всё это влияет и на продажи в том числе.
— Есть примеры типовых проектов, которые массово строятся федеральными девелоперами и облик которых узнаваем, — напомнил Сергей Софронов. — На продажи архитектура по большей части влияет в сегменте дорогой недвижимости. Когда дом получает фасад, когда убираются леса, интерес всегда возрастает. Еще одна волна роста внимания к таким проектам идет после ввода в эксплуатацию, когда уже вообще все готово и можно оценить конечный результат.
Что касается брендовой составляющей, то у девелоперов высококлассной недвижимости нет стремления строить в каком-либо одном своем стиле, чтобы быть узнаваемыми, отмечает он. Это отчасти работает в массовой застройке, да и то, по сути своей, следствие необходимости создать адаптивный базовый проект под большие объемы, а не причиной.
Максим Жабин уверен, что выразительный внешний облик влияет на продажи: красивый проект всегда заметен.
— Но архитектура — это не волшебная таблетка. Она — часть комплексного решения: с планировками, благоустройством, местом. И когда всё работает в балансе — вот тогда это сильный продукт, — подчеркнул он.
— Архитектура традиционно входит в топ-5 критериев при выборе жилья покупателями: в условиях высокой конкуренции именно уникальный внешний облик проекта может выделить его среди остальных и завоевать внимание клиента, — соглашается Алексей Бушуев. Однако он отмечает, что это касается не только планов зданий или фасадов: ландшафтная архитектура и благоустройство также важны для аудитории. По его словам, очень важно и высокое качество исполнения: аккуратный, минималистичный и достойно выполненный ЖК будет выигрышнее смотреться по сравнению с перегруженным деталями и ошибками в реализации проектом.
Он добавил, что продуманные пространства напрямую формируют восприятие бренда у клиентов.
— Когда человек попадает в среду, где все детали (архитектура, дизайн, освещение, текстуры и цвета и т. п.) гармонично взаимосвязаны, это вызывает ощущение профессионализма и доверия, — отметил Алексей Бушуев. — В обратной ситуации возникает дискомфорт, что будет снижать лояльность к бренду. К тому же тщательно подобранные элементы жилых проектов позволяют ему отстроиться от конкурентов, стать частью клиентского опыта и создать эмоциональную связь с компанией.
— Безусловно, внешний облик жилого комплекса влияет и на продажи, и на узнаваемость бренда, — подтверждает и Юдита Григайте. — Сегодня покупатели обращают внимание не только на планировки и стоимость квартиры, но и на то, как выглядит дом и жилая среда вокруг него. Архитектура формирует первое впечатление, задаёт эмоциональный фон и может стать дополнительным аргументом в пользу выбора.
Однако сам по себе красивый фасад не решает задачу, уточнила она. Так, для покупателей комфорт-класса важен комплексный подход: функциональные квартиры, благоустроенные дворы, общественные пространства, удобная инфраструктура. Только в сочетании этих факторов архитектура начинает работать как инструмент конкурентного преимущества.
— Для «Ленстройтреста» внешний облик кварталов — это часть общей идеи, — подчеркнула Юдита Григайте. — Мы вдохновляемся европейскими принципами: умеренной этажностью, лаконичностью и функциональностью. Но в каждом проекте стараемся найти собственный акцент. Например, в «Янила Драйв» архитектура поддерживает концепцию гармонии с природой, поэтому фасады выполнены в спокойной цветовой гамме с мягкими акцентами. А в «Окле» архитекторы опирались на эстетику исторического Петербурга, что выразилось в строгих формах, клинкерной плитке и большом количестве стекла. Эти решения делают проекты узнаваемыми и формируют сильный визуальный образ бренда.
— Мы видим как исключительно удачные проекты коллег, так и проекты прошлых лет, которые могли бы быть интереснее и эстетичнее, если бы проектировались сейчас, — добавил Виталий Голубев, — Многие девелоперы Петербурга предпочитают работать с одним и тем же архитектурным бюро, подчеркивая собственный стиль и внешний облик жилых комплексов. Это хороший тон, уважение к своим клиентам и проявление дальновидной маркетинговой стратегии.
Выразительный масс-маркет — возможно ли это
Конечно, создание архитектурного проекта требует бюджета, поэтому всегда возникает вопрос рационального подхода к проектам в сегменте масс-маркет.
— Конечно, выразительная архитектура возможна в сегменте масс-маркета, — уверена Анжелика Альшаева. — Мы в компании доказываем это из проекта в проект,.
По словам Сергея Софронова, предостаточно примеров как участия архитектурных бюро в таких проектах, так и неучастия.
— Наше общее правило — всегда привлекать архитектурные студии, вне зависимости от ценовой категории недвижимости, — подчеркнул он. — Для разработки проекта с нуля или для доработки уже имевшегося для того или иного участка. Считаем, что это нужно, поскольку условный примитивизм, может быть, и хорошая в ряде случаев штука, но это не для нас.
— Вопрос не в классе, а в деталях, — говорит Максим Жабин. — Да, в комфорт-сегменте не будет сверхдорогих решений или сложных форм, но это не значит, что должно быть скучно. Фасады могут быть простыми, но при этом аккуратными, гармоничными, продуманными. Здесь всё решают материалы, узлы и внимательное отношение к деталям.
Юдита Григайте отметила, что уровень ожиданий покупателей заметно вырос: люди хотят не просто квадратные метры, а современную среду, где сочетаются удобные планировки, качественное благоустройство и эстетика домов. Поэтому даже в доступном сегменте важен образ квартала, его узнаваемость.
— Для девелопера выразительная архитектура — это инструмент формирования ценности продукта, — добавила она. — Это помогает проекту выделиться среди конкурентов и повышает доверие к бренду. Но при этом важно, чтобы архитектура не была самоцелью. Она должна работать вместе с остальными элементами: продуманной инфраструктурой, комфортными дворами, удобными общественными пространствами.
— Выразительная архитектура не определяется стоимостью проекта или материалов, — считает Виталий Голубев. — Она формируется профессионализмом и вкусом архитектора. Поэтому проекты масс-маркета можно и нужно реализовывать в эстетичной и выразительной архитектурной концепции.
Но нужно не забывать, что аудитория стандарт-сегмента крайне чувствительна к цене квартир, напомнил Алексей Бушуев, поэтому в условиях бюджетной застройки добавление статьи расходов на выразительную архитектуру и дорогие отделочные материалы не представляется целесообразным.
— Девелоперы класса «масс-маркет» сосредотачиваются на эргономичной квартирографии, комфортной жилой среде и качестве проектов, — пояснил он. — Это позволяет достигать баланса цена-качество, когда квартира укладывается в бюджет покупателей и при этом соответствует их требованиям и пожеланиям.
В едином стиле
Жителям современного Петербурга, конечно, не грозит заблудиться в домах, как героям «Иронии судьбы, или С легким паром!». Но иногда, глядя на пестрые районы, поневоле начинаешь задумываться о каком-то единообразии.
— Возможны оба подхода. Но даже архитектурное разнообразие лучше делать по неким базовым принципам. Ну, например, посмотрите на наш исторический центр, на набережные: дома стоят «единою фасадою», все разные, но это и красиво, — комментирует Сергей Софронов. — Единообразие работает до определенного масштаба, и не очень-то и получится сделать что-то красивое на больших объемах. Одинаковость начинает съедать архитектуру довольно быстро.
Защититься от этого можно тремя способами, отметил он. Первый — малоэтажность. Тогда наличием трех-четырех вариантов оформления фасадов можно обойтись даже на территории в 30–40 га. Второй — избавление от громоздкости путем включения локальных доминант, разноэтажности и работы с верхней линией застройки. Но здесь возникают нюансы, связанные с себестоимостью: ТЭПами и объемами продаваемой площади. Третий — полный отказ от однообразия: один дом — один архитектурный проект.
— Так и только так, например, решается задача в максимально высотной застройке с небоскребами. Москва-сити, Манхэттен: вроде бы стекло, металл и бетон везде, но монотонно и давяще это не выглядит, — пояснил Сергей Софронов.
Максим Жабин и вовсе не сторонник унификации.
— Наоборот — круто, когда у каждого района есть своё настроение, свой визуальный язык. Это делает город интересным. Сегодня захотелось классики — поехал гулять в центр. Захотелось современности — знаешь, в какой район заглянуть, — говорит он. — Архитектурная конкуренция рождает качественные решения, а стандартные подходы — только скуку.
По его словам, только конкуренция делает город живым.
— Если в одном районе все дома одинаковые — получается спальный массив. А если у каждого проекта своё лицо — появляется интерес, характер, уникальность, — резюмировал Максим Жабин.
Алексей Бушуев считает, что необходимо стремиться к балансу между разнообразием и соблюдением единого дизайн-кода места.
— С одной стороны, приблизительно одинаковая застройка создает гармонию окружения и определенный городской стиль, с другой — лишает его выразительности и интересных акцентов, — поясняет он. — При этом есть также аспект создания архитектурных доминант: новый ЖК вполне может стать таким центром притяжения, выделяясь внешним обликом, высотностью или стилем. Это выгодно отличает проект от остальных, но важно не забывать о контексте района и интегрировать элементы городской застройки и истории в концепцию зданий.
«Пятый фасад» в деле
Наряду с внешним видом фасадов все большее значение для визуального впечатления от жилого комплекса играет благоустройство.
— Это первое, что видит человек, когда выходит из дома, — говорит Максим Жабин. — Сейчас люди всё больше времени проводят именно во дворе, а не за рулём. Осмысленная, качественная среда — это не про лавочку и турник, это про работу дендрологов, дизайнеров, инклюзивных экспертов. И она точно влияет на выбор покупателя сильнее, чем фасад.
— Создание качественной среды — это глобальный тренд уже многие годы, — подтвердил Алексей Бушуев. — Как показывает практика, успешность жилого комплекса определяет концептуальная целостность проекта, которая включает и внешний облик, и комплексное благоустройство (озеленение, общественные пространства, камерные зоны отдыха), и внутреннее наполнение (разнообразие и продуманность планировок, вариативность и качество отделки, авторский дизайн мест общего пользования), и насыщенность инфраструктурой — коммерческой, социальной, рекреационной. Именно такой подход девелоперов к реализации проектов ценят клиенты и выбирают среду, соответствующую своим ценностям и приоритетам.
Сергей Софронов согласен с тем, что простые фасады вполне можно компенсировать дизайном среды, приведя в пример «хрущевки», озеленившиеся за полвека уже выше крыш.
— Убрать же деревья — и это будет простая коробка, основная добавленная ценность которой ностальгия, — говорит он. — Но, честно говоря, так сходу и не вспомнить современные проекты жилого строительства, в которых были бы очень простые фасады, но при этом непростой ландшафтный дизайн. Что-то такое можно найти в Скандинавии, но, во-первых, там в базовой культурной прошивке есть некоторый минимализм, а во-вторых, фасады, может, и простые, но все же не примитивные. В российской практике обычно одного без другого не бывает. Если девелопер делает хороший проект, то это проект комплексный: и с обликом, и с благоустройством.
И еще есть так называемое третье место — это и дворы, и внутренняя инфраструктура для жителей, которая сейчас очень неплохо развивается, добавил Сергей Софронов, — от коворкингов и детских клубов до фитнес-зон и общественных гостиных. Это все работает в совокупности, и девелоперы стремятся к разностороннему наполнению проектов.
Благоустройство сегодня — это не просто «обязательная часть жилого комплекса», а полноценное продолжение архитектурной идеи, уверена Анжелика Альшаева.
— Среда вокруг дома должна поддерживать ту же интонацию, которую задала архитектура, — отмечает она. — Во дворах мы используем натуральные материалы, делаем акцент на озеленение, архитектурный ландшафт, авторские МАФы, освещение, уличную мебель. Пространство должно быть удобным, безопасным и наполненным настроением. Когда житель выходит на террасу или во двор, он должен чувствовать, что находится в целостной среде — эстетически, эмоционально, логически.
— И архитектурный облик, и благоустройство одинаково важны, и противопоставлять их не стоит, — считает Юдита Григайте. — Фасады формируют первое впечатление — то, что видит человек при знакомстве с комплексом. Это эмоциональный контакт, который невозможно недооценивать. Но если архитектура задаёт тон, то благоустройство отвечает за долгосрочное качество жизни: комфорт двора, безопасность, удобство инфраструктуры и возможность проводить время рядом с домом.
По ее словам, простоту фасадов действительно можно частично уравновесить хорошо продуманной средой. Однако полноценное впечатление о жилом комплексе возникает только тогда, когда архитектура и благоустройство работают вместе и связаны общей концепцией.
На том же месте через 20 лет
Большинство девелоперов уверены, что и через 10, и через 20 лет Петербург сохранит уникальность, особенно в историческом центре.
— Проекты реконструкции будут вписаны в существующую архитектурную концепцию города бережно и интеллигентно, — надеется Виталий Голубев. — А развитие архитектурной концепции спальных районов и Ленинградской области будет продиктовано особенностями местности: близость воды либо близость крупных лесных массивов будут диктовать образ жизни внутри и, соответственно, уместное визуальное воплощение. Это огромное и благодарное поле для индивидуального подхода к архитектурному проектированию.
— Петербург будущего — это мультиформатные пространства, дающие новый интересный опыт и все необходимое в пределах короткой прогулки, — прогнозирует Алексей Бушуев. — Концепция «15-минутного города» становится все более популярной и активно внедряется в новые проекты. Город остро нуждается в местах отдыха и развлечений, что стимулирует развитие рекреационных зон с уникальными концепциями.
— Можно предположить, что через 10–20 лет Петербург сохранит свой исторический облик, но станет более разнообразным, — добавила Юдита Григайте. — Основное развитие будет идти в сторону пригородов, где будут появляться новые мало- и среднеэтажные кварталы. Высотные проекты останутся точечными и будут работать как архитектурные акценты. При этом главный фокус сместится на создание комфортной среды: благоустроенные дворы, общественные пространства, озеленение и продуманная инфраструктура. Именно это и будет определять визуальный облик города будущего.
— Думаю, что через 10–20 лет Петербург сохранит свой исторический характер, но наполнится новой архитектурой, в которой история и современные решения будут лаконично переплетены, — комментирует Анжелика Альшаева.
— Исторический облик города не поменяется ни через 20 лет, ни через 100, надеюсь, — говорит Сергей Софронов. — Облик массовой типовой застройки изменится, если будет запущена реновация. Но и здесь 10-20 лет малый срок. Такими же темпами, как типовые районы застраивались в свое время, их реновация вряд ли будет происходить.
— Внешне Петербург будет примерно таким же. Резких изменений не ожидаю: есть нормативы, есть градостроительная инерция. Но вот внутри проектов — в функциональности, в качестве среды, в технологиях — будет происходить эволюция. И это главное, — резюмировал Максим Жабин.
Источник: www.fontanka.ru