В Хартфордшире появился новый архитектурно-ландшафтный центр — Apple House — сердце проекта Serge Hill, инициированного Томом и Сью Стюарт-Смит. Этот дом не просто служит крышей над мастерскими и событиями, он словно медиатор между инфраструктурой и садом, между визуальным языком архитектуры и живым миром растений.
Архитектура как протяжение ландшафта
Проектом руководил Бен Стюарт-Смит (коллектив Okra), сын Том и Сью. Он разместил Apple House прямо в старом яблоневом саду, который был спланирован и восстановлен вокруг здания. Сегодня сад включает библиотеку растений — около 1500 видов, — и строение вписано в этот живой контекст не как навязчивый акцент, а как часть экосистемы.
Конструкция дома выдержана в духе устойчивой архитектуры. Для каркаса использована клееная ель (spruce glulam), стены обшиты разделанным дубом, внутренние поверхности отделаны известковым раствором, а пол залит местной смесью глины (strock) с добавками.
Особенность материала — их естественная текстура и выраженная фактурность: дерево и известь несут на себе отпечаток ручной обработки, а земляной пол предлагает визуальную и тактильную связь с почвой, грунтом. Пол без обжига усиливает ощущение близости к первичным элементам.
Фото Ник Дирден
Пространство, которое адаптируется
Одна из ключевых идей — гибкость. Внутреннее пространство без колонн позволяет легко переориентировать зал: лекции, мастер-классы, застолья, терапевтические встречи — все возможно без жестких рамок. Большие проемы обеспечивают визуальный контакт между интерьером и садом, стирая границу «внутри — снаружи».
Свет решен не как фон, а как драматургия интерьера. Проемы расположены продуманно, чтобы дневной свет проникал глубоко и мягко, создавая переходы света и тени, формируя ощущение текучести. В вечерних сценариях архитектура может трансформироваться под задачу.
Зрительный и эмоциональный диалог
Apple House — это не просто строение, это сцена отношения: растения окружают здание, библиотека растений влияет на маршруты движения, визуальные акценты формируются не из объектов, а из пустот, рамок и силуэтов.
Материалы и формы задают тон: сдержанная палитра древесных и земляных оттенков, текстуры, которые не маскируют труд природы, а подчеркивают его. В этом архитектура становится не заявлением, а мягким вмешательством в ландшафт.
Этот проект интересно рассматривать как образец, в котором объект дизайна не доминирует — он взаимодействует. Он задаёт вопросы: как строение может слушать сад? Как дом может служить связующим узлом между людьми, почвой и растениями? И как архитектура может быть приглашающей, а не контролирующей?
Фото Ник Дирден