Uncategorized

Как художница из Бруклина пересказала историю Марии Антуанетты в фарфоре

Как художница из бруклина пересказала историю марии антуанетты в фарфоре 1

Как художница из бруклина пересказала историю марии антуанетты в фарфоре

В Лондоне в Музее Виктории и Альберта открылась выставка Marie Antoinette Style, посвященная визуальной судьбе французской королевы — от ее личных вещей до сцен, вдохновивших моду, театр и кино. Но одно из самых запоминающихся пространств — не витрины с платьями и аксессуарами, а фон, сотканный из фарфоровых миниатюр — творение нью-йоркской художницы Бет Кэтлмен.

Фарфоровые рассказы на стенах

За фасадной декоративностью скрывается необычное сочетание роскоши и мрачных символов. Когда посетитель подходит ближе, становится видно: сцены из жизни Антуанетты вылеплены миниатюрными фигурками — сама королева на качелях, ее пастушеский домик, крошечные головы, гирлянды из цветов и ягод. Один из зеркальных элементов украшен мини-гильотиной, встроенной прямо в прическу.

Вообще, конструкция — будто трехмерный вариант ткани toile de jouy, но с сюрпризами, которые нет смысла объяснять сразу. Сочетание декоративности и иронии — фирменная манера Кэтлмен.

Как художница из бруклина пересказала историю марии антуанетты в фарфоре

Фото Fyodor Shiryaev

Переосмысление стилей и пластика времени

Кэтлмен работает с фарфором уже много лет, объединяя стилистики XVIII века и поп-культуру XX века. Издалека ее произведения могут показаться строгими антикварными объектами. Но при более близком знакомстве выясняется: вы видите миниатюрный декор, пластики погружены в личные и часто тревожные истории.

В ее мастерской, расположенной в бывшем заводском помещении в Бруклине, стены буквально облеплены гипсовыми формами: «маленькие улитки», «листья и цветы», «пальмы» — все это пойдет в дело.

Многие формы Кэтлмен копирует с подручных предметов: старые игрушки, фигурки, инструменты, даже мини-гильотина из элемента настольной игры. Эти находки придают каждому фарфоровому объекту свою историю — и иногда зловещую.

Она предпочитает biscuit porcelain — фарфор без глазури, с «сливочным» оттенком, мягкой тактильной структурой. Для зрителей они выглядят почти как 3D-печать, но на деле — ручная работа.

Два зеркала — две жизни

Кэтлмен разбила инсталляцию на два зеркала, как бы разделив повествование на два акцента в жизни королевы. Первое отсылает к живописному стилю Фрагонара: Антуанетта на качелях, легкость, флирт, символика романтики. Второе зеркало мрачнее: здесь появляются символы траура, изображения ее сына, отрубленные головы, смена настроения.

Кроме зеркал, из стены выступают «островки» — полочки с фарфоровыми ягода­ми, куклами, улитками и другими деталями. Все вместе они создают ощущение сказочности, но с мрачно­принудительной эстетикой — как если бы сказка просочилась в кошмар.

История как материал

Кэтлмен не стремится к строгой исторической достоверности. Она начинает с «хлебных крошек» биографии Антуанетты — фактов, слухов, визуальных образов — и превращает их в художественный материал, оживляя пространство своим воображением.

Проект был создан специально для выставки в V&A. Кэтлмен даже отправила в Лондон запасные фрагменты, на случай если что-то повредят при перевозке.

Благодаря сочетанию декоративной эстетики и субтильного диссонанса, ее работа становится одновременно красивым фоном и сложным повествованием — о власти, смерти, мифах и памяти. Это история, встроенная в пространство, которую зритель выстраивает сам — и в деталях, и в целом.

Как художница из бруклина пересказала историю марии антуанетты в фарфоре

Фото Victoria and Albert Museum, London

Как художница из бруклина пересказала историю марии антуанетты в фарфоре

Фото Fyodor Shiryaev

Источник