Современная продукция отечественного машиностроения отлично конкурирует с импортной, в том числе за пределами российского рынка. В этой статье речь пойдет об ассортименте от ООО «Туламаш-Тарпан» – мотокультиватор: какое масло заливать в редуктор, какое навесное оборудование можно использовать и какие модели машин существуют. Разберемся в характеристиках, рекомендациях от производителя и опытных пользователей.
Мотокультиватор Тарпан – плюсы и минусы, обзор моделей
Мотокультиваторы «Тарпан» предназначены для механизации различных работ, проводимых в саду, огороде или на ферме площадью до 20 соток в широтах с умеренным климатом (рабочий диапазон температур – от +5℃ до +40℃). Это вспашка земли, формирование борозд, окучивание культур и борьба с сорняками. При этом не рекомендована обработка целины с помощью фрез, так как это будет нарушением агротехнологии.
На заметку!
Технику можно считать самоходной, так как она по инерции, благодаря вращающимся фрезам, передвигается вперед самостоятельно.
В заводскую комплектацию мототехники входит только фреза. Но по желанию владелец может расширить функционал машины за счет сменного навесного оборудования производства ООО «Туламаш-Тарпан».
Это:
- окучники – остов с отвалом подходит для формирования борозд и грядок, окучивания насаждений;
- полольники – правые и левые грунтозацепы с ножами служат для рыхления почвы и прополки междурядий шириной от 350 мм;
- диски для защиты растений – устанавливаемые на ступицы совместно с полольниками, они защищают посевы во время обработки земли и прополки сорняков;
- приставная газонокосилка – предназначена для стрижки газонов и лужаек (возможна регулировка высоты кошения);
- транспортировочное средство – оснащено колесами диаметром 190 мм, удобно для перемещения мототехники по участку.
Для справки: окучник нужно использовать совместно с полольниками, которые будут задавать необходимую для работы тягу.
Также допустимо рассмотрение навесного оборудования от других производителей, если оно совместимо с прицепным механизмом культиватора «Тарпан».
Например, от мотоблока Нева:
- оборотный плуг для задней установки и совместной работы с грунтозацепами;
- картофелекопалка для быстрого сбора урожая на крупной площади;
- отвал для выравнивания площадки летом и очистки от снега – зимой;
- снегоуборщик с отбрасыванием снега в сторону от рабочей зоны на расстояние до 5 м.
Сами мотоблоки «Тарпан» также представлены в ассортименте. Это агротехника легкого и среднего класса, с импортными двигателями от проверенных брендов для обработки разных видов почвы. Ниже рассмотрим технические характеристики на примерах востребованных моделей.
Технические характеристики культиватора Тарпан МК-03 двигателем хонда, briggs stratton
У машин «Тарпан» ТМЗ-МК-03 стоит одноцилиндровый четырехтактный карбюраторный двигатель с принудительной системой воздушного охлаждения. Он работает на бензине марки АИ-92. С тяговой силой этих моторов можно не только летом работать на земле, но и зимой бороться со снегом и льдом.
Техническое описание мотокультиватора «Тарпан» с американским двигателем Briggs&Stratton 675EXi Series:
- габариты – 1300*370*960 мм;
- вес – 45 кг;
- мощность – 6 л. с. (лошадиных сил) или 4,4 кВт;
- объем – 163 см³;
- объем топливного бака – 1 л;
- фрезы – 4 штуки диаметром 320 мм;
- ширина захвата – до 700 мм;
- глубина вспашки – до 200 мм;
Техническое описание культиватора «Тарпан» ТМЗ-МК-03 с японским двигателем Honda GCV-160:
- габариты – 1300*700*1060 мм;
- вес – 45 кг;
- мощность – 5,5 л. с. или 4 кВт;
- объем – 160 см³;
- объем топливного бака – 1,8 л;
- фрезы – 4 штуки диаметром 250 мм;
- ширина вспашки – 400-600 мм;
- глубина вспашки – до 200 мм.
На заметку!
В базовом комплекте имеется сошник, который позволяет регулировать глубину вспашки.
У культиваторов «Тарпан» автоматическое центробежное сцепление. Благодаря этой опции упрощено устройство трансмиссии и обеспечен плавный пуск. А подвижная рулевая стойка позволяет оператору во время землепашных работ идти в стороне от взрыхленной полосы.
Мотокультиватор Тарпан тмз мк 03-01 с двигателем Weima
Здесь также стоит 4-тактный двигатель, работающий на бензине марки АИ-92. Предыдущим мотоблокам «Тарпан» он уступает в характеристиках, но востребован на рынке.
Техническое описание модели ТМЗ-МК-03-01 с китайским двигателем Weima WM1P65F:
- габариты – 1450*730*1100 мм;
- вес – 34 кг;
- мощность – 3,7 л. с. или 2,7 кВт;
- объем – 139 см³;
- объем топливного бака – 1,6 л;
- фрезы – 4 штуки диаметром 260 мм;
- ширина вспашки – 360 мм;
- глубина вспашки – до 120 мм.
По мнению пользователей, мотоблок «Тарпан» прост и удобен в работе на небольшом уже вспаханном участке, но для освоения целины он не подходит. Расход топлива составляет всего 1,1 л/ч при активной эксплуатации. Технику легко разобрать для транспортировки, однако следует быть внимательным с колодками сцепления, так как они не защищены. Рукоятка широкая, но не регулируемая.
Мотокультиватор Тарпан с мотором Champion
У мотокультиватора «Тарпан» ТМЗ-МК-03 двигатель Champion G170-1VK/2 собран в Китае. Эта модель близка по своим техническим характеристикам к той, которая оснащена американским мотором.
Техническое описание:
- габариты – 1300*700*1060 мм;
- вес – 45 кг;
- мощность – 5,5 л. с. или 4 кВт;
- объем – см³;
- объем топливного бака – 2 л;
- фрезы – 4 штуки диаметром 320 мм;
- ширина вспашки – до 700 мм;
- глубина обработки – до 200 мм.
Здесь автоматическое центробежное сцепление и регулируемая рулевая колонка. По отзывам владельцев, техника удобна в управлении и проста в обслуживании. А вот червячный редуктор некоторые пользователи считают слабым местом, поэтому рекомендуют не перегружать его во время обработки тяжелой земли и плотного грунта.
Достоинства и недостатки культиваторов марки Тарпан
Модели Тарпан – это мотокультиваторы ротационного типа. На фоне машин с плужным навесным оборудованием они лучше справляются с рыхлением почвы, а также с измельчением сорной травы. При этом получаемая мульча и прочие органические удобрения в процессе обработки участка равномерно распределяются по всей глубине вспашки.
Основные достоинства:
- для редукторов червячного типа характерны высокая производительность и долгий срок службы, что подтверждено временем;
- малый вес, компактные размеры и возможность разобрать машину с уменьшением ее объемов в 2 раза позволяют перевозить технику, в том числе в багажнике автомобиля;
- конструктивное исполнение позволяет при относительно небольшой мощности двигателя обрабатывать как легкие, так и тяжелые земли;
- относительно высокая скорость пропашных работ – порядка двух соток в час;
- простое устройство с минимальным набором настроек и низкими требованиями к техобслуживанию.
Это важно!
Во время транспортировки разобранного инструмента необходимо следить за тем, чтобы масло и топливо не вытекали из емкостей.
Недостатков у культиваторов «Тарпан» немного, и все они связаны лишь с некоторым дискомфортом, но не с качеством или надежностью инструмента. Перпендикулярное расположение фрез вынуждает пользователя часто бороться с их засорами. При замене масла приходится частично разбирать мотоблок. А в процессе эксплуатации машины неудобство вызывает отсутствие задней передачи.
Ремонт и техническое обслуживание мотоблока Тарпан
В руководстве производитель в форме таблицы прописывает возможные неполадки и допустимые действия в отношении них (очистка или замена воздушного фильтра и свечи зажигания, регулировка карбюратора, замена масла и прочее). Если в перечне нет каких-либо неисправностей и решений, они подлежат рассмотрению в сервисных центрах. Самостоятельный подход при этом будет считаться не гарантийным случаем.
Примеры вероятных нештатных ситуаций:
- плохой запуск мотора;
- перегрев двигателя;
- невозможность развития полной мощности;
- выходной вал редуктора не действует или работает в режиме «холостого хода»;
- утечка масла из редуктора.
Хранение мототехники допустимо при температуре от -20℃ до +40℃ при относительной влажности до 80%. Перед консервацией машины на срок более 1 месяца необходимо провести полное техобслуживание. Если речь идет о нескольких днях и неделях, то достаточно будет выполнения ежедневных процедур по ТО.
Как поменять масло в мотоблоке
На заводе в одноступенчатый червячный редуктор мотоблока «Тарпан» МК-03 трансмиссионное масло заливают в объеме 0,35 л. Через 5 первых часов работы после покупки инструмента и на ежегодной основе (или каждые 100 часов) его нужно менять на новое. Для этого подходят продукты «летнего» класса с вязкостью от 90 до 150 по американской классификации SAE: ТАД-17, ТМ-5-18, МС-20 и прочие (рекомендации следует уточнять).
Обратите внимание: в инструкции к модели «Тарпан» ТМЗ-МК-03-02 указано, что в редукторе заводской смазки хватает на весь срок службы мототехники.
В случае с моторным маслом периодичность зависит от модели и интенсивности ее эксплуатации. Как правило, это после отработки первых 5 часов у новой машины и каждый сезон у любой техники. Также частота может быть сведена к 25 или 100 часам работы.
Для мотокультиватора «Тарпан» с американским мотором подходят:
- SAE 30 или Briggs&Stratton 100005E для работ при температуре от +5℃;
- SAE 10W-30 – от -18℃ до +38℃ (улучшает запуск в холод, но в жару расход масла увеличен);
- SAE 5W-30 – от -30℃ до +40℃ (оптимальный расход и хорошая защита деталей в любую погоду).
Для справки!
В условиях интенсивной эксплуатации машины можно использовать моторное масло Vanguard 15W-50 (от −6℃ до +55℃) или синтетическое SAE 5W-30 – оно обеспечивает легкий запуск при низких температурах и надежную защиту деталей при высоких нагрузках.
Для модели с японским мотором в инструкции прописана всесезонная смазка SAE 10W-30 категории SG/SF. Летом также допустимо Briggs&Stratton 100005E. Пользователи в качестве альтернативы в том числе для зимних мероприятий применяют продукты с вязкостью 5W-30 и 5W-40.
Для китайского двигателя Weima подходит SAE 10W-30, а также можно всесезонное моторное масло заливать с вязкостью 5W-30. Для мотора Champion производитель рекомендует рассматривать смазку категории не ниже SJ по классификации API. Многие пользователи отдают предпочтение продуктам той же марки. Например, CHAMPION SAE30 подходит для теплой погоды (выше -5℃), а CHAMPION SAE 5W30 – для холодной (ниже -5℃).
Замена моторного масла и заправка редуктора мотоблока «Тарпан» проводятся по схожему алгоритму.
В обоих случаях нужно выполнить следующие действия:
- прогреть двигатель, чтобы масло обрело максимально текучую форму;
- отсоединить верхний энергоблок от нижней части;
- снять пробку с резервуара;
- накренить его так, чтобы слить отработанную смазку;
- прочистить емкость специальным средством (картер для моторного масла);
- установить технику в строго горизонтальном положении;
- залить новую смазку в заданном по руководству объеме (уровень масла в картере проверяют щупом);
- закрыть резервуар;
- собрать технику обратно.
На заметку!
По мнению некоторых пользователей спецсостав для промывки картера можно заменить на солярку. А вот бензин категорически нельзя использовать, так как из-за него придется проводить замену сальников.
Очистку картера не обязательно проводить при каждой замене масла. Как правило, причинами промывки служат сомнительные смазки и нештатные ситуации. А вот перед заливкой иного состава процедура необходима, так как смешивание разных масел технически недопустимо.
Видеоописание
Видео о замене масла в мотокультиваторе «Тарпан»:
Резюмируем
Мотоблок «Тарпан» – это универсальный садовый инструмент для ухода за участком. Так как в базовый комплект входят только фрезы, функциональность машины зависит от навесного оборудования.
В ассортименте производителя представлены культиваторы с разными двигателями и несколько видов навески. Также допустимо использование дополнительного оборудования от других поставщиков.
По заверению производителя, не у всех моделей обязательно менять масло в редукторе (смотрите в инструкции). Моторное нужно выбирать с учетом рекомендаций и погодных условий.








