Источник:
Михаил Огнев/ «Фонтанка.ру»
Петербург сегодня словно разделен на две части: одна — музей под открытым небом, куда сложно встроить что-то новое, другая — большие проекты, где архитектура часто упирается в ограничения бюджета. Но в любом случае за последние 10 лет архитектура принципиально изменилась и в точечных, и в масштабных объектах.
О том, где искать баланс, в красоте фасадов или в удобстве среды, в высотках или в небольших дворах, говорили участники круглого стола «Фонтанки».
+3
— Процесс создания проекта — это как написание романа, где каждая глава: архитектурный облик, интерьеры, вестибюли, парадные, благоустройство территории, навигация — все подчинено единому замыслу, — говорит Павел Мельников, директор департамента развития проектов Setl Group. — Проекты в исторической части Петербурга мы обязательно органично встраиваем в контекст города. В этом случае архитектура обязательно подчеркивает аутентичность места.
По его словам, основной тренд сейчас — создание не просто жилых домов, а многофункциональных комплексов, где сочетаются жилье, коммерция, социальная инфраструктура.
— Мы создаем лаунж-зоны, общественные пространства, мосты между корпусами — это как раз формирует динамичную архитектурную среду в проектах. Востребованы минимализм, легкие конструкции, панорамное остекление, — добавил Павел Мельников. — Для нас главный тренд — это некий баланс между современными технологиями, многофункциональностью и уважением к культурным и природным особенностям места.
Архитектура зависит в том числе и от стоимости жилья, которая значительно различается в центре Петербурга и в Ленинградской области, отмечает Елизавета Гречухина, руководитель направления предпроектной подготовки инвестиционно-девелоперских проектов ГК «А101».
— На периферии у нас остаётся не так много средств, чтобы создать выразительную архитектуру, — пояснила она. — Остаётся возможность силуэтной застройки, использования интересных материалов, благоустройства и оформления первых этажей — то есть всего, с чем непосредственно соприкасается человек. Больше внимания уделяется экологии и сценариям жизни человека.
Что касается центра, то, по словам Елизаветы Гречухиной, там можно увидеть больше интересных деталей, но в целом фокус все равно смещается от красоты здания к среде, в которой оно находится: даже простой фасад на озеленённой территории воспринимается иначе.
Хоть архитектура и не первый фактор выбора, но облик ЖК обладает определённой потребительской ценностью.
— За последние 10 лет даже в тех районах агломерации, где стоимость квартир не такая, как в центре, архитектурный облик проектов стал больше привлекать внимание, — говорит Роман Корнышев, коммерческий директор ГК «Вертикаль». — У нас стало значительно меньше безликих коробок, которые решают только базовую потребность обеспечения человека жильём. Сами девелоперы стали больше говорить об архитектурном стиле своих проектов, называть имена архитекторов, поддерживая наследие центральных районов, где известен автор каждого строения. Рассчитываем, что и современные проекты будут актуальны через много лет.
Архитектура становится более функциональной — она не должна мешать эксплуатации здания конечным потребителем, считает Владимир Рукавишников, руководитель проекта компании AAG.
— Также среди трендов можно выделить биофильный дизайн — все, что связано с экологичностью. Например, в нашем проекте AVANT используется вертикальное озеленение, в других проектах есть эксплуатируемые кровли, — рассказал он. — Конечно, это нелегко реализовать в условиях петербургского климата, поэтому по структуре себестоимости это возможно в проектах класса «комфорт плюс» и выше.
Также к трендам можно отнести более частое применение динамической архитектурной подсветки, добавил Владимир Рукавишников.
О биофильном дизайне, когда природа проникает во дворы и в благоустройство, говорит и Елизавета Конвей, директор по стратегическому развитию, управляющий партнёр ELEMENT.
— Это гармонизирующий элемент, который позволяет будущему жильцу чувствовать себя органично в этом пространстве, — пояснила она. — Город в новых проектах становится более удобным — в первую очередь для пешеходов, благодаря дворам без машин, зелёным зонам, велодорожкам.
Сергей Цыцин, генеральный директор и главный архитектор ООО «АМЦ- ПРОЕКТ», подтвердил: за последние 10 лет требования девелоперов к планировочным решениям, входным зонам, лестничным клеткам и т. п. сильно выросли, как и качество проектирования и строительства. Он отметил экологичность и энергоэффективность, а также большее внимание к местам общего пользования.
— Ещё 15 лет назад это были скучные входы — хотя есть примеры дореволюционных дверей, каминов в парадных, — рассказывает он. — Сейчас в любом доме, начиная от комфорт-класса, это уже должно быть интересное пространство, что видно на примере наших проектов ЖК Familia, ЖК «Киноквартал», ЖК «БелАрт».
Также Сергей Цыцин отметил «взрыв» в ландшафтном дизайне: так называемый «пятый фасад» стал важным элементом для вложения средств. Сами фасады тоже переживают ренессанс. Если в советское, особенно хрущевское, время они были невыразительными, и именно в этом состояла концепция градостроительства, то сейчас выглядят иначе.
— Агломерация включается в общий оборот очень серьёзным образом и становится полноценной частью мегаполиса, — добавил эксперт. Он также отметил, что архитектура часто становится иррациональным звеном при выборе квартиры: если человек смотрит «картинки» и что-то ему западёт в душу, он может купить за те же деньги квартиру меньшей площади, но ту, которая ему понравится.
У девелоперов могут быть разные подходы к организации тех же дворов. Например, в ГК «А101» пришли к выводу, что сейчас их не надо делать такими большими: человеку приятнее жить в небольшом дворе, с малым количеством соседей, где среда более понятна, можно выпустить ребёнка во двор. Человечность проявляется также и в уменьшении этажности, считает Елизавета Гречухина.
Павел Мельников, в свою очередь, отметил обратный процесс: люди стремятся социализироваться, поэтому вместо замкнутых небольших дворов Setl Group создает большие пространства, объединяющие несколько корпусов.
— При этом инфраструктура становится максимально насыщенной — и спортивная, и детская. Жители разных корпусов в ЖК могут ходить друг к другу в гости, пользоваться этой инфраструктурой — это один из ответов на тренд на объединение, который мы видим на рынке сегодня, — говорит он.
Петербургский стиль
В качестве одного из элементов петербургского стиля Роман Корнышев отметил возвращение кирпича в новых проектах центральных и околоцентральных районов, приведя в пример построенный компанией ЖК «Наследие» и строящийся ЖК «Знатный».
— Мы видим петербургский стиль именно таким: с выразительной пластикой фасада, с яркими акцентами, которые придают узнаваемый облик, — пояснил он. — Кирпичный фасад будет долгие годы актуален и современен.
Что касается петербургского стиля, то он в первую очередь выражен в гармоничности, ритмичности, масштабности, считает Сергей Цыцин. Изначально развитие города было связано с ограничениями: нельзя было строить выше Зимнего дворца, за исключением храмов, которые становились вертикальными доминантами. И хотя в новостройках высота уже больше, правильное создание среды в сочетании с неким историзмом по-прежнему создаёт петербургский стиль.
Сергей Цыцин, генеральный директор и главный архитектор ООО «АМЦ- ПРОЕКТ»
Источник:
Анжела Мнацаканян/ «Фонтанка.ру»
— Историческая составляющая выступает, наверное, главным УТП — уникальным торговым предложением — для петербургской архитектуры, — считает Елизавета Конвей. — Если раньше мы говорили, что чем выше класс недвижимости, тем выше удельная доля визуальной, эстетической составляющей, то сейчас насмотренность покупателей выросла и даже в стандарт-классе играет большую роль. Но пока разница между центром и спальными районами очень велика, они друг с другом диссонируют, а хотелось бы, чтобы Петербург был более приближенным к одной точке красоты.
Поэтому любая перекличка, отсылка к историческому Петербургу, к его регулярным канонам — это абсолютно точно элементы городского стиля. Эксперт подчеркнула, что этично встроиться в существующий архитектурный ландшафт, в небесную линию Петербурга — это признак высочайшего умения современных архитекторов. Елизавета Конвей также отметила, что эстетический интеллект и самих творцов, и регламентирующих, согласующих органов стал намного выше.
— Я бы назвала текущее время в истории девелопмента Петербурга периодом гармонизации: петербургский элитный рынок очень молод и сейчас становится гармоничнее, — пояснила она. — Вначале, безусловно, были провокационные решения, а сейчас в дизайн-коде идет сближение с историческими мотивами.
Павел Мельников также считает создание архитектуры, близкой к исторической, чертой петербургского стиля — прежде всего в элитном сегменте.
— Это сочетание современных решений, в том числе технологических, с историческими элементами, — отметил он. — Например, в жилом комплексе Imperial Club, который мы реализуем в продолжении набережной Лейтенанта Шмидта, рядом с ледоколом «Красин», концепция благоустройства вдохновлена архитектурой Васильевского острова. Мы располагаем корпуса ступенчато вдоль набережной, сохраняя историческую линейную планировку квартала, встраиваем «канал» как исторический символ Васильевского острова.
Показать класс независимо от класса
Безусловно, эстетическая функция жилья очень важна, так как влияет на то, как себя будет чувствовать человек. Но сделать на периферии качественный проект — это «задача со звездочкой», подчеркнула Елизавета Гречухина.
— Когда у тебя есть ресурсы, то можно взять кирпич, мрамор, выложить ими МОП, а сделать так же хорошо, но с другим объёмом ресурсов гораздо сложнее, и мы, безусловно, стараемся, — добавила она.
В первую очередь, по её словам, необходимо мыслить в масштабах города, а не отдельного квартала или дома, поэтому первый инструмент — это грамотный мастер-план, продуманная территория. Он позволяет определить, где будет центр, которому стоит уделить больше внимания и вложить больше средств, а где периферия, где можно сделать что-то стандартное.
Елизавета Гречухина, руководитель направления предпроектной подготовки инвестиционно-девелоперских проектов ГК «А101»
Источник:
Анжела Мнацаканян/ «Фонтанка.ру»
— У нас всегда центральный объект — это школа, поэтому мы её делаем яркой, запоминающейся, хорошо оснащаем, и это всегда градостроительный акцент, — объяснила Елизавета Гречухина. — Также у нас есть градация пространств от центральной площади, бульвара, сквера до дворовой территории. Таким образом выстраивается полноценная городская среда, идёт распределение потоков.
— Внешний облик домов, безусловно, влияет на продажи и узнаваемость бренда, — отметил Павел Мельников. — Выразительный образ, который запоминается, что в массовом сегменте, что в премиальном повышает привлекательность проектов. При этом мы помимо фасадов делаем акцент на функциональность зонирования, насыщенную инфраструктуру, чтобы удовлетворить все пожелания покупателей. А их сейчас много.
— Застройщик в историческом центре в более дорогих проектах может мультиплицировать какие-то архитектурные приёмы, применить что-то премиальное, уникальное, — добавил Владимир Рукавишников. — Если же застройщик занимается комплексным освоением, то можно добиться вау-эффекта за счёт, например, лицевых фасадов и оптимизировать дворовые благодаря более простым материалам. Можно применять какие-то доминанты, акцентные детали, чтобы проект выделялся на фоне других.
Владимир Рукавишников, руководитель проекта компании AAG
Источник:
Анжела Мнацаканян/ «Фонтанка.ру»
По словам эксперта, использование цветовых акцентов, пластики, игр с формами и этажностью может усиливать привлекательность, узнаваемость, но это не будет сильно отражаться на себестоимости квадратного метра.
— Архитектурный облик крайне важен для жилого комплекса, но инструменты в разных сегментах жилья разные и возможности разные, — резюмировал Роман Корнышев. — Но все девелоперы так или иначе идут от общего к частному, от фасадов к благоустройству среды и наполнению квартиры. И здесь, скорее, нужно найти компромисс в ответе на вопрос: что важнее — фасад или планировка? Зачастую возникает спор между художниками и прагматичными девелоперами, что должно быть подчинено чему.
Эксперт согласился, что в проектах в районе исторической застройки больше инструментов — материалов, бюджета, — чем в комплексном освоении. Но в любом случае каждый девелопер уделяет максимальное влияние архитектурному облику, чтобы выделить проект и сделать узнаваемым.
— Немного нелепо выглядит, когда кто-то хочет повысить класс объекта за счет элементов из другого класса или за счет художественных приемов, — добавила Елизавета Конвей. — У ELEMENT есть проект «Bereg.Курортный» в минималистичном скандинавском стиле. Это компенсируется затратами на благоустройство, ландшафтный дизайн. И именно эта сдержанность с композиционно верными решениями, комфортной цветовой гаммой, соразмерностью дворовых пространств — это и есть «дорого», достойно, элегантно.
— Нужно ли сделать выразительную архитектуру в масс-маркете — вопрос риторический, вопрос — какими средствами и в какой мере, — уточняет Сергей Цыцин. — Говоря о масс-маркете, мы, как правило, говорим не об отдельно стоящем здании, как клубный дом на 36 квартир, а о целом ряде домов на большой территории. А значит, на девелопера ложится дополнительная финансовая нагрузка по строительству внутриквартальных проездов, социальной инфраструктуры и т. п. При этом жилье там продаётся дешевле, и надо какими-то более бюджетными средствами добиться выразительности и индивидуальности. В каждой работе мы стремимся добиться подобного результата. Как пример можно упомянуть ЖК «Новое Сертолово», а также жилой район «Гороховое поле» в Магадане.
Он согласился с Елизаветой Гречухиной: в первую очередь важен генплан, и действенным средством выразительности становится благоустройство. Среда создаётся с помощью таких инструментов, как функциональное разделение, переход от общественных к камерным пространствам, создание различных бульваров, променадов.
— Второй момент — это масштабность, красивое сочетание пропорций, — добавил Сергей Цыцин. — И это огромный вызов для архитектора, потому что, с одной стороны, нужно сделать очень много метров, с другой — это должны быть квадратные комнаты, а не какие-то «чулочные», и чтобы были разноэтажность и хорошее сочетание элементов. Это гораздо сложнее, чем нарисовать красивый и дорогой фасад в историческом центре.
В едином ключе
Отдельный вопрос — стилевое единство проектов в рамках одного района или местности.
— Мы видели в истории развития архитектуры 70-х и 80-х годов, как решалась задача обеспечения людей квадратными метрами: появлялись абсолютно единообразные проекты, на которые сейчас смотрим со смешанными чувствами, — отмечает Роман Корнышев. — Затем мы пришли в годы, когда развивались «прикадье», Мурино, Бугры, где был такой полет фантазии с точки зрения мастер-планирования и архитектуры, который оставил не менее противоречивые впечатления. Поэтому однозначного ответа «как лучше» — нет. Тем более что все проекты коммерческие, и договориться между собой девелоперам сложно.
Роман Корнышев, коммерческий директор ГК «Вертикаль»
Источник:
Анжела Мнацаканян/ «Фонтанка.ру»
По его словам, проекты комплексного освоения территории в наибольшей степени отвечают некой логике создания среды, районов, кварталов — но их и создаёт один девелопер.
— Это больная тема для всех участников рынка — и тех, кто строит в историческом центре, и тех, кто занимается развитием спальных районов, — продолжил Владимир Рукавишников. — Конечно, нужно быть в контексте района, конечно, не стоит превращать город в лоскутное одеяло, но это задача города — приводить строителей к какому-то общему знаменателю, устанавливать нормы и ограничения. Но на практике при согласованиях это иногда бывает очень сложно.
— Понятно, что все местности очень разные, но когда проект встраивается в архитектурный контекст, это ещё более сложно, — говорит Елизавета Конвей, приводя в пример «17/33» на Петровском острове. — Мы его называем «проект с имперским фасадом» — и это особый вызов: нужно аккуратно встать между двух вод, с видом на Васильевский остров, в формате Петровского парка — поддержать это благоустройством внутренних дворов, набережной, пешеходным променадом. Это действительно очень тонкая и интеллигентная работа, которая должна поддержать имперский дух Петербурга и гармонировать с мостом Бетанкура и с кирпичным заводом им. Калинина.
Для масс-маркета вызов ещё серьёзнее: создать органичный проект с небольшим бюджетом. Но в любом случае, по словам эксперта, необходимо избежать ненужного китча и не мешать соседям, органично встроиться, чтобы не быть слишком громким, но достаточно выделяться на фоне другой застройки.
— Поэтому сделать какой-то проект менее узнаваемым, чем остальные, — это не про нас. Договориться с другими застройщиками в районе о некой общей логике и образе — это невозможно, — категоричен Павел Мельников. — В основном все это контролируется государственными регламентами: высотность, фасады и т. д.
Он отметил, что раньше стилевое разнообразие даже приветствовалось, в итоге в некоторых местах получилась слишком пестрая картинка.
Елизавета Гречухина, которая раньше была главным архитектором Гатчины, заметила, что проблема очень насущная для всех городов: много где есть исторический центр с особняками, хрущевки и 20-этажные ЖК, выросшие в последние годы.
— Сначала мы жили в очень однообразной среде, а потом она у нас в центре городов получилась чересчур разнообразная, — подтвердила она. — Сейчас многие задаются вопросом: а как это зарегулировать? Чтобы не было хаоса, но чтобы не получилось опять однообразно — все же оставить свободу. То есть должна быть какая-то управляемая гармония.
По словам Елизаветы Гречухиной, сейчас есть попытки внести это в ПЗЗ, в ППТ, правила благоустройства. Но наиболее разумен механизм объёмно-пространственного регламента: он даёт нормативы по проценту остекления, этажности, закладывает массы тех объёмов, которые должны появиться, — но оставляет определённую степень для разнообразия, формируя гармоничную среду. Ещё один инструмент — это дизайн-код, который пока не стал обязательным.
— Ленинградская область тоже идёт по этому пути, задавая определённую цветовую палитру, элементы среды, — пояснила она. — Мы находимся в начале этого пути, и когда определимся с тем, что конкретно нужно регулировать — в центре должно быть чуть пожёстче, на периферии — послабее, то будут прописаны конкретные инструменты.
Сергей Цыцин напомнил, что хороший пример единства среды — исторический Петербург, где сочетаются разные стили и авторы. Когда модерн «ворвался» в город, то здания, которые были построены Лидвалем или Лялевичем, не диссонировали с окружающей застройкой, а усилили градостроительный потенциал.
— Я хочу сказать очень банальную вещь: нужно поручать проекты талантливым архитекторам, которые способны комплексно все увидеть, — добавил он. — Девелоперу надо одно, другое, третье, а соединяет это все равно архитектор. Но сейчас потенциал улиц, дворов совершенно не использован в современной застройке: у нас есть «участки» — и их все застраивают. Получаются отдельные объекты, тогда как Петербург славился всегда своей уличной застройкой: улицы нарезались по красным линиям, вдоль которых выстраивались дома. Это создавало мощный градостроительный эффект, где было и сочетание, и разнообразие. Сейчас мы отошли от этого в сторону лотов и потеряли структуру города.
Будущее в архитектуре
Богатство строительных традиций в Петербурге заставляет задуматься о его будущем.
— Хотелось бы, чтобы в нашем городе все-таки сохранялась историческая идентичность, — отмечает Павел Мельников, — чтобы все больше появлялось различных многофункциональных жилых и общественных пространств — того, чего городу не хватает.
— А еще Петербургу не хватает новых высотных доминант, как и новых туристических, культурных кластеров, — подчеркнул он. — Хотелось бы, чтобы соблюдался баланс между наследием, инновациями и комфортной современной жизнью. При этом необходимо дать городу возможность расти вверх и показать, что не только в Москве, в Шанхае или в Дубае могут строить красивые, высокие, запоминающиеся, выдающиеся объекты.
— Хочется гомогенности, чтобы не было пропасти между центральным Петербургом и спальными районами, между элитными домами и стандарт-классом, чтобы все-таки архитектурный, исторический код Петербурга пронизывал все и касался любого произведения архитектуры, которые появляются у нас в городе, — продолжила Елизавета Конвей. — Хочется, чтобы Петербург был не рынком недвижимости, а городом — столицей комфортного урбанизма.
Также среди пожеланий — больше внимания к пешеходам, больше зеленых насаждений, а также появление более комфортных променадов и прогулочных пространств вдоль рек, прудов и залива: при таком обилии воды в Петербурге их не хватает.
— Девелоперам хочется пожелать вдумчивого отношения к концепции, к внутреннему наполнению, — добавила Елизавета Конвей. — Пока же часто все торопятся быстрее согласовать, чтобы финансовая модель быстрее начала работать, получить проектное финансирование и начать продавать. А по факту качество работы с планировочными решениями и местами общего пользования оказывается невысоким, первые этажи превращаются в нежелательные зоны — именно этому нужно уделять больше внимания, чтобы они приносили комфорт, а не дискомфорт проживающим.
— Я не думаю, что картина через 20 или 30 лет сильно изменится — и это хорошо, потому что у Петербурга есть свой стиль и свое лицо, — комментирует Елизавета Гречухина. — Однозначно я бы пожелала Петербургу развить транспортную инфраструктуру, в том числе соединяющую с агломерацией, и метро. Мне кажется, это всем нужно, и это бы сильно повлияло на восприятие нашего города. Также я бы пожелала ему акцентов: при однородной среде они все равно нужны, и у нас есть пространство для того, чтобы они появились.
Она добавила: важно и то, что на окраинах Петербурга сейчас создаётся качественный продукт, строятся соцобъекты, — и нужно, чтобы у людей была комфортная среда везде, а не только в центре.
— Санкт-Петербург — достаточно консервативный город, поэтому нас ждет эволюция, а революции с точки зрения градостроительного развития явно не будет, — считает Роман Корнышев. — И, наверное, это и хорошо, что сохраняется идентичность.
По его словам, участникам девелоперского рынка очень больно наблюдать за так называемым «серым поясом»: там остаются заброшенными территории, которые не вовлечены в оборот.
— Многое зависит от городских властей, чтобы вовлечь эти территории в оборот, сделать из них центры притяжения. Именно в преображении серого пояса мы видим вектор нужного развития, — добавил Роман Корнышев. — В Петербурге не осталось случайных девелоперов, все с компетенциями, с опытом. Поэтому уже не страшно отдать в их руки эти территории.
— Через 10−20 лет Петербург точно сохранит историческое ядро, свою идентичность, но его облик будет постепенно трансформироваться под влиянием новых технологий, под влиянием трендов, которые мы обсудили в начале нашей дискуссии, и под влиянием социальных запросов, — говорит Владимир Рукавишников. — Центр по-прежнему останется музеем под открытым небом — с новыми вкраплениями, которые точно не станут диссонировать с исторической застройкой. А спальные районы будут понемногу уходить к концепции «город в городе». То есть не окажутся оторваны от всего, а будут соответствовать концепции 15-минутного города.
Сергей Цыцин отметил, что идёт мощный процесс интеграции агломерационных территорий в полноценный мегаполис.
— Город не должен расти как срез дерева, просто физически расширяясь, пока, так сказать, не лопнет, — он должен развиваться полицентрично. Сейчас уже какой-то намёк на это есть: кроме жилой застройки в этих центрах должны быть интересные общественные пространства, социальная инфраструктура, логистика транспорта и дорожной сети должна быть выстроена с учётом этого, — объяснил он. — Между ними должны быть паузы — обязательно зелёные, целая сеть дорожек, чтобы люди могли ходить, не пересекаясь с общественным транспортом. Нам удалось осуществить подобный променад в ЖК «Энфилд-Бугры», в ЖК «БелАрт» и сделать пешеходную набережную в квартале ЖК «Duderhof Club» («Балтийская жемчужина»).
Он согласился, что серый пояс — огромное место для потенциального развития, несмотря на то, что он тоже раскуплен по отдельным участкам. Поэтому важно уделить внимание градостроительному планированию.
— В целом высотность должна понижаться, но при этом высотные здания могут возникать, — продолжил Сергей Цыцин. — Другое дело, что требования к высоткам должны быть весьма строги: такие здания должны быть уместны, они должны быть дружелюбными (а это не просто сделать) и градостроительно обоснованными.
С зелёным каркасом, по его словам, должен интегрироваться и водный — сейчас все набережные заняты транспортными потоками, которые надо как-то убирать. И если все пункты будут выполнены, то качество города принципиально изменится в лучшую сторону.
Источник: www.fontanka.ru