Что представляла собой одна из знаковых моделей в истории советского машиностроения? Внедренный в серийное производство в 1960-е годы, трактор Т40 стал основой для развития сельского хозяйства в СССР, существенно улучшив эффективность работы на полях и в аграрных районах. С учетом постоянно меняющихся требований, агрегат прошел через несколько модификаций, сохраняя свою популярность в разных уголках страны.
В статье рассмотрим вес трактора Т40 без передка, его ключевые особенности, этапы производства и характеристики, которые сделали его настоящим символом эпохи.
Трактор Т-40: рождение легенды
В начале 1960-х годов в советском тракторостроении произошла важная веха: сразу несколько крупных заводов начали выпускать новое поколение колесных тракторов, которые вскоре стали основой сельскохозяйственного машиностроения.
Ленинградский Кировский завод представил трактор К-700, Минский тракторный – МТЗ-50, а Липецкий завод, до того специализировавшийся на гусеничных моделях, освоил производство колесных агрегатов.
После серии опытных колесных образцов, разработанных Липецким заводом (включая ранние версии под индексами ЛТЗ-35 и ЛТЗ-55) в 1961 году на Липецком тракторном заводе с конвейера сошел первый серийный универсальный колесный трактор Т-40. Это событие стало поворотным для аграрной отрасли страны, ведь агрегат имел отличные технические характеристики и был весьма универсальным. Отдельное внимание было уделено конструктивной массе машины.
Т-40 быстро завоевал популярность благодаря своей надежности и широкому спектру применения. Он был незаменим в сельском хозяйстве, активно использовался для пропашных работ, транспортировки грузов, а также в теплицах и садах.
При этом агрегат мог работать как с легкими прицепами, так и с тяжелым навесным оборудованием. Важным аспектом был и его успех на международной арене: в 1966-1970 годах Т-40 удостоился золотых медалей на выставках в Москве, Лейпциге и Маркклееберге.
Более миллиона машин, выпущенных за время производства – это настоящий рекорд для советского тракторостроения.
Обзор технических характеристик Т-40
Итак, трактор 40ка оснащен четырехцилиндровыми дизельными двигателями с воздушным охлаждением: Д-37 мощностью 37 л.с. и Д-144 на 50 л.с. Эти моторы отличались простотой обслуживания и обеспечивали достаточную мощность для выполнения большинства сельскохозяйственных и транспортных задач.
Марка двигателя трактора Т 40 имела улучшенную конструкцию с неразделенной камерой сгорания, что снижало расход топлива. Запуск машины осуществлялся как с помощью электростартера, так и с пусковым бензиновым двигателем ПД-8, который использовался на отдельных моделях.
Механическая трансмиссия Т-40 включала 7 передних и 7 задних передач. Такая коробка передач позволяла эффективно работать в обоих направлениях, включая использование навесного оборудования. Реверс дополнительно увеличивал маневренность машины, а замедленные передачи давало возможность работать на низких скоростях. Вес трактора Т 40 – около 2600 кг.
Т-40 имел передний и задний мосты, поддерживающие стабильность машины в процессе работы. Гидроусилитель руля устанавливался только на полноприводных модификациях (Т-40А и выше), в базовом Т-40 применялось механическое рулевое управление.
Несколько вариантов регулировки колеи и агротехнического просвета позволяли адаптировать трактор под любые условия эксплуатации. Давление в шинах варьировалось в зависимости от задач и типа почвы, что также способствовало повышению сцепления и эффективности работы.
На ранних выпусках (до 1972 года) кабина имела открытую конструкцию с брезентовыми или металлическими обшивками. Полностью закрытая кабина появилась только в модификациях Т-40АМ и Т-40АНМ, значительно позже.
Кабина обеспечивала хорошую видимость и была оснащена всеми необходимыми приборами для контроля работы машины: датчиками уровня масла, давления в системе, температуры и аккумуляторного заряда. Управление системой гидравлики, реверсом и переключением передач было удобным и интуитивно понятным.
Трактор Т-40 был универсален и мог работать с разнообразным навесным оборудованием. Центральная тяга и продольные тяги на шарнирных механизмах позволяли использовать любые сельскохозяйственные орудия, включая плуги и кормозаготовительные устройства. Задний погрузчик, грузоподъемность которого составляла до 800 кг, еще больше расширял возможности машины. Габариты трактора Т 40 при этом оставались сравнительно небольшими.
Модификации трактора Т–40
Характеристики отличались как по типу привода, так и по предназначению. Значение имел и вес трактора Т40 с передним мостом.
Агрегаты с двигателями Д-37:
- Т-40А – полноприводная версия с улучшенной проходимостью для сложного рельефа.
- Т-40АН – полноприводный трактор с низким клиренсом, ориентированный на выполнение задач на склонах и в ограниченных пространствах.
- Т-40П – промышленная версия для работы с погрузочным оборудованием.
Агрегаты с двигателем Д-144:
- Т-40М – задний привод и более мощный двигатель.
- Т-40АМ – полноприводная модель для лучшей проходимости.
- Т-40АНМ – полноприводная модификация с низким клиренсом для выполнения задач на склонах.
- Т-40АП – полноприводная машина для работы с коммунальным оборудованием в городских условиях.
Отличие в дизайне капота также играло роль. У моделей с мотором Д-37 капот был скругленным, а у машин с мотором Д-144 – прямоугольным.
Видеоописание
Видео — как правильно заводить Т-40 зимой при отрицательных температурах:
Коротко о главном
Итак, трактор ДП 40 вошел в историю как символ надежности и практичности для целых поколений советских аграриев. Славившийся своей неприхотливостью, он успешно трудился на самых разных участках – от плодородных черноземов до тяжелых каменистых и заболоченных земель. Влияние Т-40 на сельское хозяйство невозможно переоценить. Этот трактор стал важным шагом в развитии механизации, предоставив фермерам новые возможности для повышения производительности и улучшения условий работы.




